Всем привет. Я рад поприветствовать всех участников нашего
генеалогического фестиваля. Сразу скажу, что данное мероприятие это взрыв бомбы
посреди русскоязычного рынка профессиональной генеалогии.
Представлюсь для тех, кто со мной не знаком. Меня зовут Вадим
Александрович Овечкин. В последнее время модно при общении не указывать
отчество, но, наверное, с такой модой мы многое теряем с точки зрения
генеалогии.
Я занимаюсь развитием проектного управления в нашей стране,
развитием как в среде бизнес сообществ, так и среди органов государственной
власти, вхожу в состав Совета Отцов города Москвы, руковожу школой планирования
Шедулинг Шкул и являюсь модератором самого крупного русскоязычного
генеалогического сообщества в фейсбуке «Генеалогия и семейная история» и
сейчас, во время международной самоизоляции и карантинов провожу бесплатный
онлайн-марафон по восстановлению семейной истории.
Увлечённо генеалогическими поисками я занимаюсь с 2012 года,
с 2018 года профессионально работаю в РГАДА – Российский государственный архив
древних актов, и честно скажу, что я делаю лучшие на рынке копии документов
этого архива. Это дорого, но это лучшее, что может быть.
Моя сегодняшняя тема нашего с вами разговора – Забытое
Пограничье. Забытое Пограничье на примере двух уездов Российской Империи –
Курмышского уезда и Епифанского уезда. С этими уездами связана моя личная
история, история моей семьи. Епифанский уезд – родина моего отцы и его предков,
Курмышский уезд – родина моей мамы и её семьи. Епифанский уезд – Тульская
губерния. Курмышский уезд – Симбирская губерния.
Почему Пограничье и почему Забытое. У этого понятия две
составляющие и о каждой составляющей я расскажу, так об этом нужно знать и
нужно обязательно об этом помнить.
Первая составляющая, историческая. За последние 300 лет мы
уже забыли, что наше государство не было таким огромным как сейчас, и если
сейчас от Москвы до границ тысячи километров, то не так уж и давно границы
нашего государства начинались почти что за Мкадом.
Вторая составляющая – административная и я про неё я хочу
рассказать в первую очередь, так она на мой взгляд сейчас самая важная.
Территория Епифанского уезда сейчас разделена между двумя областями- Тульской и
Рязанской. Часть территории в Скопинском районе Рязанской области, часть территории
в Кимовском районе Тульской области. По Курмышскому езду тоже идёт разделение,
часть уезда в Нижегородской области, Пильнинский район, часть в Чувашской
республике, а множество документов по истории уезда в архиве Ульяновской
области. И вот это административное деление разделяет не просто территории, оно
разделяет историю региона. И не просто разделяет, а убивает эту историю. И я
скажу почему убивает, потому что эти районы, они находятся на границе. На
границе областей. В дали от областных центров, в дали от экономики, от
производств и так далее, чисто крестьянские территории, которые не нужны ни
центру, ни, ввиду жизненной ситуации, местным жителям. Какая тут историческая
память может быть? Какие исследования? Вот оно настоящее Пограничье, граница между
прошлым и настоящим. И эта граница влияет и на исследовательскую архивную
работу. Я вижу, что эти окраинные пограничные территории так же не нужны
архивам. Например, ЦАНО, Нижегородский архив. Зачем ему заниматься документами
региона, который с историей Нижегородской области связан только частично. Есть
более насущные дела. Или возьмем архив Ульяновской области, им тоже нет дела до
истории и документов региона, который сейчас относится к другому субъекту
Российской Федерации. Такая же ситуация с Епифанским уездом, но немного
положительная. Положительная в части работы Тульского архива, и совершенно
никакая со стороны Рязанского. В остальном та же проблематика. Экономическая
нищета регионов, отсутствие интереса со стороны областных центров, и разделение
общей истории на истории субъектов. И всё это влияет на наши поиски, так как в
результате проблем, границ у нас нет должной цифровизации архивных документов,
нет возможности работать с цифровыми копиями удалённо, нет возможности
проводить исследования, а нет исследований, значит нет их цифровых следов в
интернете и у рядового исследователя нет возможности зацепиться за информацию.
Я специально выделил время для того, чтобы озвучить эту
проблему во время своего сегодняшнего выступления. Потому что это крик души!!!
Потому что, очень надеюсь, что сейчас меня слушают люди, которые могут оказать
влияние, на исчезновение административных границ в нашей истории.
Если мы откроем
ревизские сказки начала 18 века, то увидим, что население уездов Юга России,
Поволжья наполняется, можно сказать понаехавшими, переведенными людьми из
другим мест. Местного населения не хватает. А если мы посмотрим на век раньше,
то увидим, что в некоторых регионах местного населения нет вообще. Возьмём
например Епифанский уезд. На середину 17 века, это середина 1600-годов,
территория края обезлюдила, уничтожена крымскими нашествиями. Поэтому, если
ваши предки из Тульской губернии, помните об этом.
Да, территория этого края не всегда была мертвой, здесь
кипела жизнь на протяжении тысячелетий, о чём нам рассказывают археологические
раскопки. На этих землях существовало Рязанское княжество, Черниговское
княжество, здесь люди жили и до нашествия потомков Чингис-хана и после, но … к
16 веку данные земли стали дикими и стали границей, границей, которая не всех
устраивала. И если Московское государство в 1566 году строит на этих землях
крепость Епифань и заселяет её и близлежащий регион свободными людьми,
казаками, выходцами из северных территорий, то в течении 100 лет крымцами это
население уничтожается.
В 1671 году, моё село, село по которому я веду исследование
своей отцовской ветки, представляло собой пустошь. Уничтоженный населенный
пункт, который в начале века ещё существовал. Но с этого 1671 года у села
началась новая жизнь. Эти земли достались Михаилу Яковлевичу Черкасскому,
олигарху того времени. И уже он заселил сюда 70 семей из своей Ярославской
вотчины и беглых из понизовых городов. И они засеяли на него ржаной и яровой
хлеб. Так началась новая жизнь села Лебяжий Усад, с его вторым именем Нагиши,
которое сейчас является официальным названием.
Пока у меня нет имён первых поселенцев, есть только
предположения на основе записей 1710 года, и я не знаю из какой именно вотчины
Ярославского края были семьи, могу только сказать конкретно о своих предках,
которые были переведены в это село из деревень ярославского села Шестихино в
30-х годах 18 века.
Т.е. понимаете, факт, что ваши предки, которых вы считаете
коренными рязанцами или туляками, на самом деле ярославцы по-своему
происхождению?
Мало того, проведя дополнительно ДНК исследования и
пообщавшись с совпаденцами, я выяснил, что и Ярославский край лишь одно из мест
остановки предков, а до этого эта ветка жила в Новгородских и Псковских землях.
Если интересно кому-то, то моя гаплогруппа R1b1.
И ярославские корни не только у этого одного села, не только
у Нагишей. Это село стало исходной точкой для основания других населенных
пунктов. Село Петрушино, Село Троице –Орловка, деревни окрестные, всё это
выселки из Нагишей, переведённые крестьяне из этого первоначального села.
Но у села не только Ярославская ветка происхождения, так как
у Черкасского, олигарха того времени, было много селений, и село Опарино, что
недалеко от Сергиева посада, а так же рядом находящиеся деревни, тоже стали
источником переселенцев.
Аналогичная история у расположенного рядом с Нагишами
селения Писаревка, ранее Табола, которая как и Лебяжий Усад основана уже
другими владельцами, Писаревыми, в 70 годах 17 века. Там жители села выходцы из
Калужского края, из Боровского уезда.
Почему я об этом знаю, потому что одна из веток ведёт туда,
и я так же ее исследовал и историю семьи, и историю населенного пункта.
Вы только представьте себе масштабно эти факты. Представьте
себе удивление, когда ты делаешь ДНК тест, и там тысячи совпадений, которые ты
не можешь осознать думая только о том, что твои предки привязаны только к
одному месту. Нет, и в этом восторг изучения Приграничья, когда ты понимаешь,
что твои предки пришлю сюда из других, из совершенно разных мест, которые для
такие же родные, такая же малая Родина. Но смысл Приграничья не только в том,
что туда приходят из других мест, но и в том, что и отсюда уходят в другие
места. Миграция шла постоянно в разных направлениях. Я уже сказал на примере
Нагишей, про перевод крестьян из Ярославщины и Сергиева Посада, но переводы
крестьян были и в обратном направлении. Уже нагишевские крестьяне или их дети,
например, дочери, отправлялись на север. Кроме этого, есть другой факт. После
Черкасского владения, о которых я рассказываю, перешли через брак к Долгоруким,
и уже в конце 18 века, дочь Долгоруковых, Анна Сергеевна, выходя замуж за
представителя рода Сумароковых, Сумарокова Николая Андреевича, получает часть
крестьян в качестве приданного и увозит их с собой в Костромские земли.
Это период миграций времен крепостного права. А после его
отмены начинаются новые миграции. Например, мною найдена волна миграции на
Алтай в конце 19 века, и что интересно, часть моей семьи, часть Овечкиных
переселилась в конце 19 века на Алтай не куда-нибудь, а в приход местного села
Овечкино. А уже в 20 веке. Перед войной, в конце 30-годов, туда же отправились
на жительство новые семьи Овечкиных. К
сожалению, в дальнейшем связь прервалась, и только недавно, благодаря моим
исследования, и благодаря тому, что найденные на Алтае родные откликнулись,
связь между семьями восстановилась. Хотя мы жили и даже не подозревали, не
думали о подобном.
Кроме этого, конец 19 века и начало 20 века — это время,
когда крестьяне уезжали на работу в крупные города. Сейчас, пока есть возможно
бесплатно работать с отсканированными метрическими книгами Санкт-Петербурга, я
подключился к проекту, по поиску упоминаний в них жителей других регионов,
например, я конкретно ищу представителей Тульской и Симбирских губерний. Вы
тоже можете присоединиться и сделать полезное дело по поиску своих.
И таких деталей, которые масштабируют историю одной семьи до
истории целого селения, группы селений и региона, множество. Задача искать эти
детали, эти пазлы и по возможности собирать целую картину.
Поэтому лично я, например, уже давно работаю не только над
историей какой-то одной семейной линии или фамилии, а историей всех семей
нужного населенного пункта.
Например, Нагиши – Лебяжий Усад это работа с документами
начиная с переписи 1710 года, далее все ревизские сказки, метрические книги с
1800 по 1918 год. Всё это предстоит обработать.
Когда я начинал поиски в 2012 году в интернете не было по
населенному пункту ни каких записей. Даже в Википедии ничего не было. А сейчас
над историей региона уже трудится несколько исследователей и даже есть печатные
издания. Что интересно, во время подготовки этого фестиваля узнал, что у
коллеги-спикера, супруг выходец из этого села. Теперь есть с кем работать
дальше.
Поэтому я уверен, что
среди слушателей, зрителей фестиваля найдутся те, кому история Епифанского
уезда интересно и эти люди присоединяться к исследованиям.
Аналогично интересная ситуация с историей Курмышской земли.
Центр её – город Курмыш основан в 1372 году русским князем Борисом
Константиновичем, но русской эта территория, окружающей город, по-настоящему не
стала. Она на протяжении столетий была границей между русским, православным,
скажем так московским миром, и миром иным: Булгарским, Казанским, миром других
народов населяющих данный регион. И вот представьте моё удивление, что когда я
начал заниматься историей этого региона, а историей региона пришлось заниматься
изучая историю семьи, я увидел, что каких-либо значительных исследований этого
региона не так уж и много, не смотря на то, что у региона такая древняя
история.
И оказалось, что часть территории, которая мне интересна и
история этой территории Курмышского уезда связана не с городом Курмыш, а с
городом Алатырь, основанным в 1552 году как сторожевая крепость.
Т.е. не смотря на древность Курмыша, в реальности Пограничье
в регион пришло, как и в Епифанском уезде, только в середине 16 века. И как в
Епифанском уезде документальное исследований миграций русского населения,
русского крестьянства, возможно только с этого периода. Но на примере своих
населённых пунктов я столкнулся с тем, что таких исследований мало, а
исследований, которые затрагивают документа 18 века вообще практически нет.
И связано это с недоступностью документов для
исследователей. Выше я уже упоминал причины этого. Из положительного можно
назвать по этому региону только то, что я имею возможность работать в РГАДА, и
там я столкнулся с документами, которые до меня за весь двадцатый век видело
только два-три человека. Это я говорю про ревизские сказки. А самые
удивительными для меня документами оказали Промемории, документы в виде
рапорта, отчёта, опроса или даже допроса того или иного человека. Эти
промемории вместе с первыми и вторыми ревизскими сказками по местности
перевернули, можно сказать весь мой мир, всё моё представление об этнической,
национальной принадлежности населения жившего в уезде, которое является нашими
предками.
Я, и можно сказать мы, привыкли, что в нашем регионе живут и
русские, татары, чуваши, мордва, но… Оказалось, что не только они. Теперь
документально известно, что у многих уроженцев края, предки — это шведы и
чухонцы, военнопленные русско-шведской войны и отданные после в помещичьи
крестьяне. Кроме этого предками сегодняшних русских являются калмыки и персы,
военнопленные Петровских походов в сторону Каспия! Представьте снова то
удивление, которое могут испытать потомки тех военнопленных, если сейчас в наши
времена сделают днк тесты и увидят результаты?
Упомяну населённые пункты, с которыми связана моя семейная
история и которые являются стержнем моих исследований по Курмышскому езду.
Первый населенный пункт моих исследований – деревня Елховка Пильнинского района
Горьковской области. Сейчас такого названия уже не встретить на карте, как и
самой области тоже. Этой деревни нет, как нет её и на картах Курмышского уезда
Российской империи. Как самостоятельный населенный пункт деревня выросла в
советское время. Что интересно, рост крестьянского населения в Курмышском уезде
не прервался ни в годы Первой Мировой Войны, ни во время Гражданской, ни во
время коллективизации, ни во время Великой Отечественной Войны. Всё это время
росла численность не только местного населения, но и постоянно прибывало новое.
Пиком развития края стало создание отдельной Арзамасской области в конце 50
годах, но …На этом развитие региона прекратилось, Арзамасская область исчезла,
и курмышский край стал бедной и неизученной окраиной Нижегородской области.
Но я продолжу. Елховка не появилась сама по себе. В
дореволюционной России она была частью сельца Новоникольского, с небольшой
часовней, сельцо, но по размерам не меньше чем находящееся рядом село Каменка с
каменным храмом, который действует по сей день. Изучая историю сельца я
выяснил, что сельцом оно стало лишь в конце 18 века, потеряв свою церковь, а до
этого оно было большим полноправным селом, которое принадлежало, как и село
Каменка представителям рода Левашовых. Название храма потерялось за это время и
только в прошлом году на основании моих исследований документов начала 18 века,
храм восстановил утраченное имя – Храм Николая Чудотворца! А приходской
деревней села на протяжении всего 18 века была деревня Петрякса, населенная,
как и село старорусскими крестьянами. Для тех, кто не знает наш регион это
может показаться незначительным, но … На протяжении 20 века и сейчас название
населенного пункта Петрякса ассоциируется только как наименование татарского
села.
И на мой взгляд, это очень интересно, что теперь есть две
исторические Петряксы. Русская и татарская, и возможно, что есть какая-то
взаимосвязь. Вообще тема совместного проживания двух народов в тесной близости
на одной территории очень интересна. И я рад, что в настоящее время есть инициативная
группа исследователей, которая занимается историей татарского населения в
Курмышском уезде, генеалогией татарских семей, днк генеалогией. Уверен, что
исследователям генеалогии семей русских крестьян есть чему поучиться у наших
коллег. Тем более, что есть интересная связка между нами.
Изучая исповедные ведомости по своим населенным пунктам,
заметил, что на исповедях были люди из таких селений как Собачий остров, тоже
татарский населенный пункт, в ревизских сказках тоже не редко упоминаются
переселенцы новокрещены из татарских селений. Уверен, что доскональное изучение
документов принесёт много открытий на тему взаимодействия народов.
И есть ещё один момент, который объединяет татарское и
русское население Курмышского уезда, момент который является ключом изучения
истории края. Этот ключ – Арзамасский уезд. Я в начале нашего разговора
упомянул две даты. Дата основания города Курмыш и дата основания города
Алатырь. Разница между основаниями почти 200 лет. Так вот в течении этих 200
лет будущие жители Курмышской, Алатырской земли, точнее их предки, жили на
территории Арзамасского уезда. И это касается как как татарского, так и
русского населения. К сожалению, хорошо изученных деталей истории миграции из
Арзамасского уезда нет. Есть наброски, благодаря записям некоторых переписных
книг, а основной массив ещё предстоит изучать и изучать. Как и то, что что
придётся изучать и история заселения Арзамасского уезда.
Но кроме Арзмасского уезда интересны и другие источники
заселения. Я уже говорил, про военнопленных 18 века, которые осели у нас, а
кроме них были военнопленные времен смутного времени и польской интервенции. Да
и просто владельцы новых земель переселяли сюда людей из своих вотчин. Например,
село Знаменское, недалеко от села Каменка. Первоначальное название села
Рязанский починок. Владение Бахметьевых. В 17, начале 18 века Бахметьевы были
значимыми землевладельцами в округе. Благодаря им, и перемещению крестьян из
одного своего населенного пункта в другой можно предположить, что почти у
каждого жителя Пильнинского района, есть родные в каждой деревне. Реально, в
Знаменское соседнюю деревню Толмачиха переводили из Княжихи и Тенекаево. После обратно.
Из всех этих деревень переводили в Романовку и снова обратно. И постоянное
добавление новых крестьян из других регионов, причем не малая доля
Переславского уезда. Я когда рассказывал про Епифанский уезд, про село Опарино,
то это тоже был на тот момент Переслвский уезд.
Честно скажу, когда начал готовиться к сегодняшнему
выступлению, понял, что очень много не успеть рассказать, особенно разных
мелких деталей из которых и строится история той или иной семьи, или региона.
Поэтому скажу, что по регионам Пограничья я веду блоги,
можете их нагуглить,
Это блог Овечкины из села Нагиши, это блог Курмышская
история, блог Нерехтский уезд
А также группы в фейсбуке – Курмышская история и Симбирская
губерния.
И тем кому интересна своя история бесплатно помогу на
онлайн-марафоне который мы проводим в своей школе планирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий